- эстетическая реакция
- Аффективное противоречие, вызываемое двумя эмоциональными планами басни, есть истинная психологическая основа нашей эстетической реакции.Однако этой двойственностью нашей реакции дело не ограничивается. Каждая басня заключает в себе особый момент (катастрофа или pointe – шпилька) – обычно короткая фраза, характеризуемая остротой и неожиданностью.Такой катастрофой, или шпилькой, басни является заключительное ее место, в котором объединяются оба плана в одном акте, действии или фразе, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение басни. Происходит короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается.Так происходит это разрешение аффективного противоречия в нашей реакции. [2.1, 138]Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживает только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.Закон эстетической реакции: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей в разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции. [2.1, 204, 206] <...> нервно-мускульная механическая связь между механизмом дыхания и механизмом выразительных движений <...> и есть тот основной механизм реакции на поэтическое произведение, через который поэзия слова воздействует на читателя и который составляет основу поэтических эмоций. [13.2, 172]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.