эстетическая реакция

эстетическая реакция
Аффективное противоречие, вызываемое двумя эмоциональными планами басни, есть истинная психологическая основа нашей эстетической реакции.
Однако этой двойственностью нашей реакции дело не ограничивается. Каждая басня заключает в себе особый момент (катастрофа или pointe – шпилька) – обычно короткая фраза, характеризуемая остротой и неожиданностью.
Такой катастрофой, или шпилькой, басни является заключительное ее место, в котором объединяются оба плана в одном акте, действии или фразе, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение басни. Происходит короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается.
Так происходит это разрешение аффективного противоречия в нашей реакции. [2.1, 138]
Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживает только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.
Закон эстетической реакции: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.
В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей в разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции. [2.1, 204, 206] <...> нервно-мускульная механическая связь между механизмом дыхания и механизмом выразительных движений <...> и есть тот основной механизм реакции на поэтическое произведение, через который поэзия слова воздействует на читателя и который составляет основу поэтических эмоций. [13.2, 172]
см. реакция, фантазия, эмоция

Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "эстетическая реакция" в других словарях:

  • ИНДИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА — Эстетическая традиция зарождается в Индии в древности и достигает уровня развитых учений в эпоху средневековья. Ее отличительные особенности выдвижение эмоционального начала в качестве гл. содержания иск ва и тщательная разработка психологических …   Эстетика: Словарь

  • Экспериментальная эстетика (experimental aesthetics) — Психол. подходы к эстетике (Irvin L. Child, Aesthetic theories) фокусируются на рядовых наблюдателях (т е. непрофессионалах) и имеют целью изучение их реакции на произведения иск ва (или на все, что претендует на красоту) (напр., восприятие… …   Психологическая энциклопедия

  • КОНЦЕПТУАЛИЗМ —         КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО         последнее по времени возникновения (60 80 е гг.) крупное движение авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “пост филос.… …   Энциклопедия культурологии

  • КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus понятие) филос. учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая… …   Философская энциклопедия

  • концептуализм — (от лат. conceptus мысль, представление) одно из постмодернистских (см. постмодернизм) течений в прозе и поэзии последней трети ХХ века, возникшее как эстетическая реакция на социалистический реализм, на искусство эпохи застоя. К. имеет дело не с …   Словарь литературоведческих терминов

  • ТАШИЗМ — (от фр. tache пятно) разновидность абстрактного экспрессионизма, известная под названием «живопись действия», бесформенное иск во, живопись пятнами, к рые не воссоздают образов реальности, а лишь выражают бессознательную активность художника. Т.… …   Эстетика: Словарь

  • объективно-аналитический метод (психологии искусства) — Метод, берущий за основу не автора и не зрителя, а само произведение искусства. Общее его направление можно выразить формулой: от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической… …   Словарь Л.С. Выготского

  • объективно-аналитический метод (психологии искусства) — Метод, берущий за основу не автора и не зрителя, а само произведение искусства. Общее его направление можно выразить формулой: от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической… …   Словарь Л.С. Выготского

  • катарсис — В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»