- обучение
- Самые процессы обучения рассматриваются <...> не как усвоение элементов и объединение этих элементов в более или менее сложные связи, а как образование целостных структур, без которых никакое обучение невозможно. [32.1, 24] <...> один из основных источников развития детских понятий и <...> могущественнейшая сила, направляющая этот процесс. [1.2.1, 199] Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. [1.2.1, 243, 250, 252] <...> обучение должно приноравливаться не к уровню актуального развития, а к зоне ближайшего развития. [3.5, 435] <...> процессы обучения пробуждают в ребенке ряд процессов внутреннего развития, пробуждают в том смысле, что вызывают их к жизни, пускают в ход, дают им начало. Однако между порождаемыми процессами внутреннего развития и процессами школьного обучения, между их динамикой не существует параллелизма. [3.1, 447] <...> обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно забегает вперед развития. Если обучение только использует уже развитые функции, мы имеем дело с процессом, подобным обучению письму на пишущей машинке <...> Ребенок <...> не только приобретает умения, меняется весь строй его отношений и речи, из неосознанной она становится умением для себя. [3.5, 449]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.