- значение
- Одно и то же событие, падая на различные возраста ребенка, отражаясь в его сознании совершенно по-разному, имеет для ребенка совершенно различное значение. [7.1, 83] Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. [1.2.1, 304] "Значение есть путь от мысли к слову". (Значение не есть сумма всех тех психологических операций, которые стоят за словом. Значение есть нечто более определенное – это внутренняя структура знаковой операции. Это то, что лежит между мыслью и словом. Значение не равно слову, не равно мысли.Это неравенство раскрывается в несовпадении линий развития.) [1.1.9, 160] Нет вообще знака без значения. Смыслообразование есть главная функция знака. Значение есть всюду, где есть знак. Это есть внутренняя сторона знака [1.1.9, 162] Значение слова не равно простой раз навсегда данной вещи. Значение слова есть всегда обобщение; за словом всегда есть процесс обобщения – значение возникает там, где обобщение. Развитие значения = развитие обобщения!<...> Процесс осуществления мысли в значении – сложное явление, уходящее внутрь "от мотивов к говорению" (?) "В значении всегда дана обобщенная действительность" <...> "Постоянство и категориальная предметность предмета есть значение предмета" <...> (Это значение, эта предметность даны уже в восприятии.) "Всякое наше восприятие имеет значение". Любое бессмысленное мы воспринимаем (как осмысленное), приписывая ему значение.Значение предмета не есть значение слова. "Предмет имеет значение" – это значит, что он входит в общение.Знать значение – знать единичное как всеобщее. "Процессы сознания человека благодаря тому, что они названы, т.е. обобщены, имеют свое значение". (Это не в том смысле, как по отношению слова. – Л.С.)Значение присуще знаку. [1.1.9, 164 – 165] Значение слова <...> обеспечивает такое исследование речевого мышления, в котором речь и мышление представлены в их единстве.<...> всякое значение слова есть, с одной стороны, речь, <...> с другой стороны, всякое значение представляет собой обобщение. Нет такого значения, за которым не скрывался бы процесс обобщения. Значит, всякое значение слова возникает как продукт и процесс мысли.Это – речевое мышление или единство речи и мышления, т.е. то реальное единство, которое сохраняет в себе все свойства, которые принадлежат речи и мышлению как известному единому процессу. [3.4, 413]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.