- слово
- Первоначальная функция речи состоит в том, что первоначальное слово является указанием. Слово, как указание, является первичной функцией развития речи, из которой можно вывести все остальное. [6.1, 410] Примитивный человек не имеет понятий, абстрактные родовые имена для него совершенно чужды. Он пользуется словом иначе, чем мы. Слово может получить различное функциональное употребление. В зависимости от того, каким способом оно употреблено, будет стоять и та мыслительная операция, которая осуществляется при помощи этого слова. [9.1, 104] Слово может быть употреблено как имя собственное, как звук, ассоциативно связанный с тем или иным индивидуальным предметом. В этом случае оно является именем собственным, и при помощи его выполняется простая ассоциативная операция памяти. <...> в значительной степени примитивный язык стоит именно на этой ступени развития. [9.1, 104] Второй стадией в развитии пользования словом является стадия, когда слово выступает как ассоциативный знак не индивидуального предмета, а какогонибудь комплекса или группы предметов. Слово становится как бы фамильным, групповым именем. Оно выполняет уже не только ассоциативную функцию, но и мыслительную операцию, так как при его помощи классифицируются, объединяются в известный комплекс различные индивидуальные предметы. Но это объединение все еще остается группой отдельных конкретных предметов, из которых каждый, войдя в новое сочетание, сохраняет всю свою индивидуальность и единственность. На этой стадии слово есть средство образования комплекса. [9.1, 105] Слово <...> входит в структуру цели так, как палка в ситуацию "желания завладеть плодом". [32.1, 29] Оно, как план, содержит в себе в свернутом виде все дальнейшее поведение ребенка, оно знаменует собой найденное решение трудной ситуации, выраженное намерение, схему будущих действия. [1.5.12, 201] Слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает. [1.2.1, 17] Слово есть знак <...> Оно может служить средством для различных интеллектуальных операций. [1.2.1, 175] Мы различали в семантической структуре слова его предметную отнесенность и его значение и стремились показать, что то и другое не совпадают. С функциональной стороны это привело нас к различению индикативной и номинативной функции слова, с одной стороны, и его сигнификативной функции, с другой. [1.2.1, 313] <...> вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия. В чем заключается это новое? <...> с психологической стороны самым существенным для слова является обобщение. [8.2, 371 – 372]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.