- сознание
- Сознание только рефлекс рефлексов. <...> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <...> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная деятельность человеческого тела с самим собой. [1.1.1, 58] Проблема сознания должна быть поставлена и решена психологией в том смысле, что сознание есть взаимодействие, отражение, взаимовозбуждение различных систем рефлексов. <...> Сознательность <...> своих поступков и состояний следует понимать <...> как правильно функционирующую в каждый сознательный момент систему передаточных механизмов с одних рефлексов на другие. <...> Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы и вызывает в них отклик. <...> Сознание своих переживаний означает <...> имение их в качестве объекта (раздражителя) для других переживаний. Сознание есть переживание переживаний. [1.1.3, 88 – 89] <...> сознание следует понимать <...> как известное удвоение опыта, позволяющее наперед предвидеть результаты труда и направлять свои же собственные реакции к этому результату. [3.1, 68] <...> рассматривается марксистской психологией как свойство высокоорганизованной материи, как внутреннее (субъективное) выражение физиологических процессов мозга. [12.1, 162] <...> Сознание строится иерархически. Сознание не строится как ряд демократически устроенных отдельных функций, которые друг другу не подчиняются, друг с другом связаны на началах равенства. Сам смысл в дифференциации в психологическом развитии заключается в том, что мы имеем дело со сложной иерархией, со сложной организацией. Это выделение каждой отдельной функции означает изменение деятельности всего сознания в целом. <...> благодаря одной выделившейся функции, так как она начинает главенствовать над всем остальным сознанием, все сознание в целом уже приобретает новую структуру, новый вид деятельности. [7.1, 108] <...> сознание не складывается из суммы развития отдельных функций, а, наоборот, каждая отдельная функция развивается в зависимости от развития сознания как целого. Развитие сознания в целом заключается в изменении соотношения между отдельными частями и видами деятельности, в изменении соотношения между целым и частями. [8.2, 369] В качестве объяснения любого межфункционального изменения нужно взять изменение сознания в целом. [11.9, 158] Сознание – 1) знание в связи; 2) сознание (социальное). <...> Сознание в целом имеет смысловое стремление. Мы судим о сознании в зависимости от смыслового стремления сознания, ибо смысл, строение сознания – отношение к внешнему миру. [1.1.9, 165]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.