- речь
- Речь и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <...> речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. [13.2, 169] Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком. [9.1, 59] <...> Речь примитивного человека действительно напоминает бесконечно сложное по сравнению с нашим языком, точнейшее, пластическое и фотографическое описание какого-нибудь события с мельчайшими подробностями. [9.1, 95] <...> факт заключается в отставании развития письменной речи детей от их устной речи <...>Объяснение этому несоответствию в развитии устной и письменной речи заключается, главным образом, в различии трудности того или другого средства выражения для ребенка; когда ребенок становится перед более трудной задачей, он начинает справляться с ней, как будто бы он был значительно моложе возрастом <...> При переходе к письменной речи, гораздо более отвлеченной и условной, ребенок часто не понимает, для чего нужно писать. У него отсутствует внутренняя потребность в писании. [11.1, 37 – 38] <...> отсутствие грамматических форм в речи служит явно признаком того, что в речевом мышлении и обозначении ребенка отсутствует указание на связи и отношения между предметами и явлениями, потому что именно грамматические формы являются знаками, выражающими эти связи и отношения. [11.1, 51] Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. [1.2.2, 448] Первоначально речь для ребенка является как средство общения между людьми, выступает в своей социальной функции, в своей социальной роли. Но малопомалу ребенок научается применять речь для обслуживания самого себя, своих внутренних процессов. Речь уже становится не только средством общения с людьми, но и средством внутреннего мышления самого ребенка. [7.1, 95] <...> общения и обобщения – этих двух основных функций речи. [1.2.1, 19] Речь <...> неправильно рассматривать только по отношению к мышлению. Речь производит изменения в сознании. "Речь – коррелят сознания, а не мышления". "Мышление не ворота, через которые речь входит в сознание". Речь есть знак для общения сознаний. Отношение речи и сознания – психофизическая проблема <...> "Речь своим появлением принципиально изменяет сознание". [1.1.9, 165] Первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих <...> Лишь далее, в процессе роста, социальная речь ребенка, которая является многофункциональной, развивается по принципу дифференциации отдельных функций и в известном возрасте довольно резко дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную речь. [1.2.1, 55] Смысловая сторона речи развивается от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи идет от части к целому, от слова к предложению. [1.2.1, 306, 310; 1.2.2, 410]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.