- псих(олог)ические системы
- В процессе исторического развития уничтожаются и распадаются старые натуральные, природные связи между функциями, и на их место заступают новые психические образования, которые мы условно называем психологическими системами, или системными функциями, для того чтобы указать, что мы имеем в данном случае единства высшего порядка, сложные образования, возникающие из сочетаний деятельности ряда элементарных функций. [8.3, 451] Реальное психологическое образование, которое в процессе развития ребенка заступает место его элементарных практических и интеллектуальных операций, не может быть обозначено иначе, как психологическая система. В это понятие входят и то сложное сочетание символической и практической деятельности, на котором мы настаивали все время, и то новое соотношение ряда единичных функций, которое характерно для практического интеллекта человека, и то новое единство, в которое в ходе развития приведено это разнородное по составу целое. [1.6.1, 81] В процессе развития, и в частности исторического развития поведения, изменяются не столько функции, <...> не столько их структура, не столько система их движения, сколько изменяются и модифицируются отношения, связи функций между собой, возникают новые группировки, которые были неизвестны на предыдущей ступени. Поэтому существенным различием при переходе от одной ступени к другой является часто не внутрифункциональное изменение, а межфункциональные изменения, изменение межфункциональных связей, межфункциональной структуры.Возникновение таких новых подвижных отношений, в которые ставятся функции друг к другу, мы будем называть психологической системой. [1.1.6, ПО] Для таких сложных форм деятельности, выходящих за пределы тех процессов, которые мы привыкли называть функциями, было бы правильным применять название психологической системы, имея в виду ее сложное функциональное строение. Для этой системы характерны господствующие внутри нее межфункциональные связи и отношения. [1.2.2, 380, 451] <...> в ходе психологического развития изменяются и растут не только отдельные психологические функции, но главным образом изменяются соотношения между этими функциями, так что на каждой возрастной ступени существует своя специфическая для данного возраста система отношений между функциями, при переходе от возраста к возрасту изменяется в первую очередь эта система отношений между функциями, а уже развитие каждой отдельной функции зависит о того, в какой системе она развивается. [7.1, 99] Процесс дальнейшей функциональной дифференциации сознания совершается не путем прямого возникновения новой доминирующей функции и новой соответствующей ей системы межфункциональных отношений, а путем перестройки старой системы и перерастания ее в новую систему. [7.1, 116] Изменения структуры поля и его значения чаще всего определяются сложными переключениями внутри психических систем личности, включением отдельных аффективных побуждений в более обширные и центральные, специальных потребностей в более диффузные, в другие слои личности и т.д. <...> Возможность произвольного управления ситуацией, свобода в ней тесно связаны со структурой и динамикой систем <...> Само переключение систем возможно лишь благодаря тому, что изменяется смысловое значение ситуации. [25.2, 126 – 127] <...> построение высших психических функций есть процесс образования психических систем. Иначе говоря, в ходе детского развития изменяется внутренняя структура сознания в целом, меняются соотношения отдельных функций и отдельных видов деятельности, на основании чего возникают новые динамические системы, интегрирующие целый ряд отдельных видов и элементов психической деятельности ребенка.<...> происходит <...> интеграция отдельных элементарных функций, которая приводит к образованию высшей психической функции, становящейся на место низших психических функций. <...> <...> этот путь интеграции и есть путь образования определенных психических систем. Во всех этих случаях мы имеем особые функциональные системы, которые не являются прямым продолжением или развитием элементарной функции, а представляют собой целое, в котором элементарные психические функции существуют как одна из инстанций, входящих в состав целого. [8.2, 370 – 371]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.