- произвольность
- <...> есть один основной критерий всякой произвольной функции – это ее намеренность, то, что может возникнуть деятельность данной функции, совпадающая с основным намерением; становится возможным намерение в отношении запоминания, памяти и всякой другой внутренней деятельности ребенка.<...> у ребенка школьного возраста возникает произвольность, т.е. овладение внутренней деятельностью, у него создается намерение в отношении своих внутренних операций – внимания, памяти, становится возможным их произвольное функционирование. [7.1, 258] <...> произвольное характеризует своеобразное отношение к ситуации, собственно не зависимое от данной ситуации, более свободное действование. [7.1, 277] По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. [3.4, 421]Неправильно было бы думать, что только письменная речь требует произвольности. Всякая передача мыслей, при которой имеется в виду определенная цель, требует произвольности.Любой доклад, несмотря на то, что он делается в устной форме, представляет собой пример не ситуационной, а произвольной речи. Внимание говорящего должно быть в широкой степени направлено на сам процесс построения речи в отличие от тех процессов, когда мы не задумываемся над речью и она строится в зависимости от ситуации. [3.5, 442]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.