- интеллект
- Первой и наиболее значительной чертой отличия между реакцией обезьяны и условным рефлексом является способ их происхождения Условный рефлекс обычно устанавливается постепенно и медленно. Совсем иначе проистекает возникновение реакций у обезьяны.Нас поражает в опытах Келера именно это запоминание "раз и навсегда", которое обнаруживает обезьяна... Второй новой чертой, подымающей интеллект над условной реакцией и отличающей его от всех остальных реакций, является его биологическая функция <...>Работа интеллекта <...> начинается там, где деятельность инстинкта и условных рефлексов прекращается или задерживается. Приспособление к изменившимся условиям, <...> к новым обстоятельствам и новым ситуациям – вот чем характеризуется поведение обезьяны. К этим новым обстоятельствам животное <...> приспособляется <...> не методом проб и ошибок, а путем задержки внешних движений и путем "внутренних проб". <...> Открытия обезьян обладают еще и третьим отличительным свойством. Оно заключается в том, что найденный способ поведения решительно независим от той конкретной ситуации, в которой он был найден, и обезьяна, находя верное решение, вместе с тем приобретает возможность в очень широких размерах переносить найденное ею решение в другие ситуации <...> Обезьяна, таким образом, разрешает структуру, а не привыкает действовать при помощи ее элементов. [9.1, 51 – 55] <...> в поведении обезьяны намечается с совершенной ясностью новая форма – интеллект, – служащая основной предпосылкой для развития трудовой деятельности и представляющая соединительное звено между поведением обезьяны и поведением человека. [9.1, 56] <...> само по себе препятствие или задержка, встающие на пути инстинктивного или привычного способа действий, усиливают нервное возбуждение, вызывают подъем деятельности <...> обезьяна в этом случае часто ведет себя так же, как и низшие животные, она также иной раз мечется бесконечное число раз <...> Однако обычно довольно скоро в поведении обезьяны наступает резкий и крутой перелом. Этот период заключается в том, что обезьяна вместо перепроизводства движений прекращает обычно все внешние реакции, она как бы остается в неподвижности, фиксируя глазами цель <...> Усиленное нервное возбуждение не тратится наружу <...>, а переходит в какой-то сложный внутренний процесс <...> от внешних проб обезьяна переходит как бы к внутренним пробам, т.е. мы могли бы сказать, что возбужденные нервные центры обезьяны вступают в какое-то сложное взаимодействие, взаимоотношение, в результате которого и может возникнуть то "короткое замыкание", которым предположительно мы могли бы объяснить ее догадку. Мы еще очень далеки от настоящего физиологического объяснения интеллектуальной реакции <...> Но есть основания допустить, что в основе этой реакции лежит сложное взаимодействие наличных раздражений с прежними условными связями. [9.1, 50 – 51] <...> биологической функцией интеллекта является "изобретение", т.е. приспособление к новым условиям при помощи актов поведения, не врожденных и не заученных. Начатки интеллектуальной деятельности с несомненностью установлены в поведении антропоидов (опыты Келера) и выражаются в изобретении и употреблении простейших орудий для преодоления препятствий, стоящих на пути к инстинктивной цели (добывание плода при помощи удлиненной палки и т.д.). Интеллектуальный акт характеризуется: 1 – наличием задержки или препятствия (проблема как постановка сознательной задачи), 2 – торможением внешних движений, 3 – усилением центральной деятельности (поиски новых путей для задержанного разряда, привлечение прошлого опыта), 4 – внезапной догадкой или решением и 5 – усвоением однажды найденной реакции с одного раза в отличие от медленного и постепенного усвоения заученных или дрессированных движений. [12.1, 79]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.