- педология
- <...> наука о ребенке. <...> Педология – наука новая, не вполне установившая свои границы и точное свое содержание. Обычно она понимается как наука о развитии ребенка, охватывающая все стороны этого развития – и телесную, и психическую. [12.1, 127] Педология осознает себя не как частную науку в ряду других частных наук о ребенке, а как общую науку о развитии ребенка. [24.1, 52] Объект педологии – строение и течение целостного процесса детского развития. [24.1, 52] <...> историческая тенденция к объединению различных научных областей, изучающих различные стороны развития ребенка, сделалась слишком очевидной. <...> Тогда возникла идея педологии как особой науки о развитии ребенка и о законах, управляющих этим процессом. [24.1, 54] Педология как единая самостоятельная наука о развитии ребенка может методологически и практически оформиться лишь на основе нового понимания своего предмета. <...> Основание для построения педологии как самостоятельной науки заключается в объективной реальности того единого процесса развития, который является предметом ее изучения. [24.1, 56 – 57] В пределах формально логического научного мышления нет места для педологии как особой науки. <...><...> характерно для данной эпохи в развитии педологии, что, ища ключ к пониманию целого, исследователи шли не от целого к пониманию отдельных частей, анатомически мыслимых, к выискиванию математических корреляций между ними. Бессмысленность, непонятность тех связей, которые устанавливались научным исследованием, и фактическое отсутствие идеи развития – вот два основных порока, которые с самого начала определили быстрое увядание педологии в начале ее мирового расцвета. [24.1, 57 – 58] Педология есть наука о развитии ребенка. [7.1, 12] <...> педология <...> подходит ко всем внешним проявлениям, наблюдениям в детском развитии, только как к признакам, за которыми она ищет, как протекал, как совершался сам процесс развития, который привел к возникновению этих симптомов. [7.1, 48] Педология есть наука о ребенке. Предметом ее изучения является ребенок, это естественное целое, которое помимо того, что является чрезвычайно важным объектом теоретического знания, <...> является вместе с тем и объектом воздействия на него, или воспитания, которое имеет дело именно с ребенком как целым. Вот почему педология является наукой о ребенке как едином целом.<...> педология изучает не только ребенка как целое, но еще шире – ребенка в его взаимодействии с окружающей средой. [5.1, 40, 42]
Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.